Эксплуатация ГБО зимой

Неважно, насколько свежая версия ГБО в вашей машине установлена – как и бензиновый, дизельный двигатели, ГБО также должно быть адаптировано к езде зимой. Особенно это относится к пропан-бутановой системе тяги.

Расход газа зимой

Если для метановых ГБО из-за “космической” температуры кипения метана – минус 162 градуса – особой разницы нет, во сколько примерно обойдётся расход метана летом и зимой, то в условиях значительного колебания температуры, достигающей 35-50 градусов, для пропан-бутановых смесей отличие расходной статьи в жару и в лютые морозы уже заметно.

Летом бутан с пропаном мешают примерно равными долями, получается своего рода тяжёлая газободяга, куда более тяжёлая, чем воздух – а не чистый пропан. Зимой же доля бутана снижается до 20% – его испарение происходит при температуре в минус полградуса по Цельсию, в то время как пропану подавай целых -42.

При заправке “летним” составом, стоит приключиться морозу, как испарительный редуктор окажется бесполезен, следовательно, ГБО не заведёт машину, и автоматика ЭБУ мгновенно переведёт её в режим потребления бензина. Если авто изначально газопотребляющее – оно вообще не заведётся, либо тут же заглохнет, пока вы не снимете баллон с “летним” газом и не установите другой баллон, заполненный “зимним” газосоставом.

Также энергоёмкость чистого пропана 101 000 кДж на “куб”, для бутана же — 133 000 кДж. Зимой приходится “газовать” энергичнее, дабы разогнаться до аналогичной скорости — либо в тот же срок довести точно такой же объём груза — что и летом. Дальнейший расчёт показал: для пропанового топлива эти покзатели следующие:

  • 1,19 л “летнего” пропана равно литру бензина;
  • Зимой же необходимы литр с четвертью “зимней” пропан-бутановой смеси – для получения такого же эквивалента.

Вывод: перерасход пропана по отношению к бензину может возрасти с 19 до 25 процентов. Различие невелико, но при езде в тысячи километров за сезон (например, если вы – “бомбист”) вы всенепременно это ощутите.

Эксплуатация ГБО 4-го поколения зимой

Несмотря на активное распространение пропан-АГЗС в России, качество газа зачастую из-за ненадлежащего, не соответствующего на 100% евростандартам теоснащения, оставляет желать лучшего. Это не даёт фирмам-производителям ГБО-установок гарантировать отличную, слаженную работу их продукции. Некоторые заправщики ленятся с наступлением холодов сразу же перевести всех своих клиентов на “зимний” пропанобутан – они просто ждут, пока старые запасы в цистернах АГЗС не будут распроданы. Для северных районов России количество бутана снижается даже не до 20, а до 10 процентов – физика, ничего не поделать.

Значит, настало время решить проблемы езды на ГБО. В частности, 4-е поколение – на 2018 г. Наиболее распространённое, далеко не все спешат перейти (или уже перешли) на ГБО 5/6 поколений.

Важно! Нижеописанные неполадки – скорее всего внегарантийные, и в бесплатном сервисе вам попросту могут отказать.

Недобор по мощности. Мотор не выдаёт заявленной мощности. Автомобиль самостоятельно переключается на бензин, стоит вам “газануть”. Приборы сообщают о недоступности газотоплива.

Не переусердствуйте с тягой! Перейдите на бензин.

Заниженное давление газа – менее 3 бар – влияние похолодания: при -16 градусах или резко уменьшившемся запасе газа (меньше, чем полбаллона).

В случае истощения запасов газа в баллоне дозаправьте последний нужным количеством газа, не превышая безопасный норматив. Если это не помогло – возможно, газ не вполне хорошего качества. В пределах разумного расходуйте газ, не перегрузив мотор, и найдите другую заправку, где качество газа заметно выше.

Не вполне качественный старт. Постояв значительное время, машина не сразу заводится, при этом есть постоянный запах газа. Возможно, газ некачественно очищен заправщиками, либо образовалось слишком много водяных паров. На морозе газоклапан закрывается недостаточно плотно, такая же работа наблюдается в одной из форсунок двигателя. При этом газ преждевременно переходит в камеру сгорания.

Для решения данной проблемы закройте газ на вентиле самого баллона. Рассмотрите ГБО и сам мотор – не испаряется ли где газ, нет ли где случайной перфорации запчастей газобаллонной установки. При малой утечке дождитесь, пока остатки газа улетучатся, затем стартуйте на бензине. Прогрейте мотор, откройте вентиль на баллоне и переключитесь обратно на газ. При повторении ситуации обратитесь в ближайший автосервис.

Эксплуатация ГБО 2-го поколения зимой

Как и ГБО любого из поколений, это также требует обслуживания и профилактики до наступления морозов и по прошествии зимы.

Помимо отвёрток и ключей, понадобятся также новые фильтры, силиконовая смазка. Для замены подготовьте новые фильтр для редуктора и тонкоочистной бензиновый фильтр с набором нужных комплектующих.

Прогрейте двигатель почти до температуры кипятка. Недостаточный нагрев, например, до тёплого состояния, вряд ли прогреет более тяжёлые фракции настолько, чтобы они растопились и стекли относительно легко.

Прежде всего нужно слить газоконденсат. Как ни странно, но в газ, который вам закачивают, возможно, попадают масляные остатки с клапанов газокомпрессоров АГЗС, ведь сами компрессоры чем-то напоминают механику газобензинного ДВС. Сделайте следующее:

  1. Не гася работу двигателя, закройте расходкран баллона.
  2. Дождитесь прогорания остатков газа – мотор сам остановится.
  3. Вырежьте из пластиковой бутылки корытообразный резервуар для сбора газоконденсата.
  4. Открутите болт-пробку внизу на редукторе и слейте газоконденсат, закрутите данную пробку обратно.

Редуктор очищен, настало время сменить фильтры. Сделайте следующее:

  1. Снимите винты на крышке фильтра редуктора. При этом остаток газа выйдет с хлопком.
  2. Снимите после крышки резиновые кольца. Если они повреждены (имеются разрывы, трещины) – установите вместо них новые.

На всякий случай снимайте разборные стадии фильтра на видеокамеру – это вам поможет собрать всё обратно, особенно когда вы ещё недостаточно уверены в верности последующей сборки.

Ржавчина, например, сообщает о том, что, возможно, баллок прохудился и есть опасность, что однажды он рванёт… Медные включения – о нарушении  целостности трубопроводов изнутри. А вот полная забитость фильтра масляными включениями – о вообще никудышной очистке газа на АГЗС.

Смена фильтра рекомендуется после каждых 10.000 км пути. Не дожидаясь, пока этот предел будет достигнут, т.е.сменив данный фильтр значительно раньше, вы сбережёте редуктор и сам мотор от частого ТО.

Теперь соберите систему обратно:

  1. Нанесите на резиновые прокладки немного силиконовой смазки.
  2. Смонтируйте фильтр в обратном порядке. Не забудьте фльтрующие прокладки!
  3. Установите винты вместе с крышкой на прежнее место.
  4. Если вы ещё не поставили болт-пробку, открутив который, вы слили газоконденсат – закрутите его.

При наличии более 5 мл газоконденсата за сезон немедленно смените заправку.

Слив конденсат и сменив фильтры, проверьте наличие дефектов трубопроводов и соединений (утечка газа), нанеся мыльную пену на предполагаемые места газоутечки.

Устранить утечку газа в медной трубе можно, например, запаяв трещину оловянно-свинцовым припоем. Но такой ремонт не вполне долговечен – поскорее обратитесь на СТО для замены трубопровода.

Проблемы зимой с ГБО

Проблемы с зимней эксплуатацией ГБО следующие:

  • Помимо вышеуказанной проблемы с заправкой газом, ещё более существенное препятствие – образование газоконденсата, следствие нетщательной очистки газа. В сжиженном газе более тяжёлые включения, при нормальных условиях не являющиеся газом, легко растворяются в нём. Они преодолевают газофильтр и оказываются в испраяющем редукторе. Сам пропанобутан испаряется и полностью выгорает – а вот капли образующегося масляного газоконденсата оседают на форсунках, что и является очередной проблемой мощностного недобора мотора.
  • Газоконденсат – также враг редукторов с непосредственным управлением клапан-дозатором (Prins, KME). Попадая между направляющим цилиндром и самим клапаном точность последнего сбивается, нарушается давление газа на пути к форсункам. Последствие – сбои, повышенная растрата газа и всё тот же мощностной недобор.
  • Клапаны форсунок также пристают к электромагниту из-за газоконденсата. А из-за большей растраты газа выгорают как сами клапаны, так портятся и форсунки. Даже форсунки нового поколения, обладающие соленоидальным электромагнитом, всё равно пристают к газу, когда конденсат осмоляется и становится похожим на клей. В любом случае, обнаружив такие перебои, обратитесь в СТО для очистки клапанов и форсунок.
  • Если газ по-прежнему подаётся грязным, позаботьтесь о фильтрах, устанавливаемых после редуктора. Не экономьте на них – берите сразу брендированные, высококачественные изделия, отличающиеся безотказной работой в течение хотя бы усреднённого заявленного срока.
  • Как уже говорилось, газоклапаны забиваются мусором от плохо очищенного газа, и также наружают отлаженную работу мотора. Поставьте на баллон мультиклапан, обладающий собственным электромагнитом – его наличие упростит условия работы мотора.
  • Запрет срабатывания отсечки мультиклапана вообще может привести к взрыву или пожару. Делов том, что отсечник мультиклапана не блокирует воздушный зазор в самом баллоне. Если на морозебаллон был заправлен “под самое горло” – аварийный стравливающий клапан сработает, т часть газа утечёт, что небезопасно, ибо с пропаном, как ранее отмечалось, такие шутки плохи.
Нажмите, чтобы оценить этот пост!
[Total: 2 Average: 5]