Газовые баллоны на автомобиль

Вне зависимости от того, какое авто – легковое или грузовое – вы применяете, требуется подходящий газовый баллон. Подобно бензобаку, его назначение – газорезервуар, позволяющий машине проехать положенные ей сотни километров при полной заправке.

Газовые баллоны на авто

Ёмкость для сжатого метана – чаще всего толстостенный стальной сосуд (не менее 1,5 см). Он выдерживает давление до 200 атмосфер, что даёт возможность закачать с помощью профессионального компрессора количество кубометров метана, позволяющее машине проехать не одну сотню километров между двумя ближайшими АГЗС.

Пропан-бутановый баллон использует на порядок меньшее рабочее давление – не более 16 атмосфер. Исходя из этого, баллоны могут изготавливаться из любого цветмета, композита или даже особо прочного пластика, устойчивого к образованию трещин. В качестве примера – всем известные пластиковые зажигалки. Если используется чисто бутан или изобутан – требования к газобаллону ещё ниже. Пример – баллончики из тонкой жести для освежителей воздуха, где 30% состава – бутан или изобутан. Но чисто бутановых двигателей пока не так много, хотя разработки их уже ведутся.

Размеры баллонов ГБО на авто

Размер, или вместимость, составляет от 40 до 150 дм3. Габариты такого баллона зависят от формы – цилиндр, тороид. Первые используются преимущественно для грузовиков и автобусов, вторые – для легковых авто.

Пропановые баллоны для авто

Цилиндрические пропановые баллоны – лидер на рынке емкостей для сжимаемого при заправке газа. В качестве примера – пропан, развозимый в газовых баллонах вместимостью до 100 л для нужд населения. Цилиндровые баллоны для пропана выпускаются в двух вариантах: удлинённые для грузовиков и автобусов, более компактные для обычных авто. Невзирая на появление тороидальных баллонов, цилиндрические по-прежнему популярны на большегрузном транспорте. Они выпускаются из цельнолитых труб, не обладают сварными соединениями, что исключает возможную утечку пропана. Соответственно, безопасность таких баллонов остаётся на высоте. Они также легко ставятся в багажник, не создавая каких-либо проблем в их перевозке.

Вместимость (л)  Диаметр (мм)  Толщина стенок (мм)  Протяжённость (мм) 
40 300 3 651
45 300 3 730
50 300 3 796
60 300 3 945
65 300 3 1003
50 376 3.5 553
60 376 3.5 648
65 376 3.5 693
76 376 3.5 792
90 376 3.5 923
103 376 3.5 1048
160 500 4 926

Теоретически, цилиндрический баллон ставится в любом месте на багажнике, независимо от кузова машины. Если его ставят поперёк, а не вдоль машины, то он располагается вплотную к задней стороне заднего сиденья. Каков багажник и баллон по размеру – столько место соответственно и останется после размещения самого баллона. Если свободного пространства мало, или вообще почти не осталось – вы не сможете возить с собой и другие более или менее крупногабаритные грузы.

Если баллон ставится вдоль машины, справа или слева, то с одной из сторон багажника может остаться много свободного места. Чтобы в багажник влезло значительное количество груза, сложите заднюю сторону задних сидений. До появления на рынке ГБО тороидальных баллонов данный метод использовался повсеместно на машинах, переведённых на газ.

Под днище машины цилиндрический баллон имеет смысл разместить, когда устройство и клиренс машины это допускают. Но при таком варианте монтажа баллона нужно периодически следить как за целостностью его самого, так и каждый день проверять крепления. Если баллон оторвётся – вы как минимум попадёте в ДТП. При наличии металлокомпозитного баллона, плохо переносящего удары и сдавливание колёсами авто, которое занесло из-за него, однозначно произойдёт взрыв. Поэтому слежка за его состоянием жизненно важна для вас – в плане вашей же безопасности. Если баллон цельный, стальной – его также необходимо уберечь от грязи, солей, которыми посыпают зимой гололёд на дорогах, а также воды из осадков.

Цилиндрический баллон эффективно граничит с эргодизайном машин типа седан, оснащённых заглубленными багажниками. В этих машинах из-за увеличенной глубины багажника комфортная перевозка грузов значительно затруднена. При этом, установив цилиндрический пропановый баллон, вы ничего не потеряете в плане функциональности седана. Запаска, инструменты и иные необходимые принадлежности, располагающиеся в багажнике, при этом останутся на прежнем месте.

А вот внутренний тороидальный баллон ставится под багажником – там, где находится запасное колесо. Он схож с ним по размеру и форме – поэтому, если вдруг запасного колеса у вас не окажется, освободится место для такого баллона. Ему не требуется дополнительное место в отсеке багажника. Под машиной он будет защищён от прямого солнечного света. Не рекомендуется сжатый или сжиженный газ подвергать дополнительному нагреву, т. к. из-за превышения критической его температуры он попросту взорвёт любой баллон. На первое место, наряду с защитой газа от тепла, требуется и защита от ударов и повышенной вибрации.

Наружный тороидальный баллон ставится преимущественно под запаску. К тому же при меньшей площади поверхности баллона в такой его версии газа поместится больше. В качестве материала – закалённая 4-миллиметровая сталь, что даёт возможность использовать их даже в летнюю жару.

Типоразмеры баллонов, например, от компании Stako, выглядят следующим образом.

Баллон-тороид на машинах с большим потреблением топлива, например, если у вас под капотом 500 «лошадей», и вы обожаете быструю езду по трассам, нецелесообразна. Дело в том, чтоего размер маловат. Поэтому владельцам слишком быстрых и мощных легковушек стоит установить всё-таки цилиндрический баллон, вместимость которого в 2-3 раза больше.

Метановые баллоны для авто

Их отличительная особенность – толстые стенки, намного больший вес, если баллон – стальной. Но в последнее время ведутся разработки по облегчению массы такого баллона – он весит не один десяток килограмм. Всё чаще применяют метало композитные, металлопластиковые модификации. На стальную основу наматывается пластиковый или композитный слой – а иногда и второе, и первое. Это позволяет вдвое и более снизить вес баллона. Не забывайте, что перевозка баллона, весящего, как взрослый человек средней комплекции, потребует несколько большего расхода топлива – законы физики не обманешь: машина разгоняться будет дольше.

Перевод авто на метан – повод для автовладельца существенно сэкономить на топливе, особенно при сверхдлинных пробегах. Особенно это приветствуют дальнобойщики, водители рейсовых автобусов. Отдельным «строем» идёт спецтехника, работающая с огромным тоннажем: автопогрузчики, автокраны, бульдозеры, самосвалы, тягачи и т. д. Легковые авто – в основном переоборудованные под «скорые» и такси машины, а также фургоны и легковушки сотрудников фирм, работающих в постоянных разъездах – главные потребители ГБО на метане.

Из-за того, что метан создаёт давление в 200 атмосфер, требуется отсутствие на баллоне следов повреждений – сколов, трещин, коррозии. Баллон, в котором образовались микротрещины, лопнет в процессе заправки, а это чревато взрывом на данном объекте. При переводе уже действующего транспорта на метан приобретайте только новые баллоны. Не реже одного раза в 3 года баллон должен проходить техосмотр.

Метановые баллоны 1-го типа

Это цельнометаллические баллоны. Их отливка осуществляется в спецформах бесшовным способом. Отдалённо это напоминает изготовление резиновых мячей – те тоже не имеют швов. По безопасности, надёжности и прочности они – лидеры, что проверено десятилетиями их использования в иных сферах деятельности, отличной от автомобильного применения. Единственное «окно» в такой баллон – цилиндрическое «горло», в которое врезан кран. С противоположного конца дно попросту скруглённое. Испытание готовых баллонов производится при давлении в несколько сотен – или даже тысячи – атмосфер. С помощью ультразвуковой проверки выполняется выбраковка дефектных баллонов. Появление дефектов на таком баллоне «с завода», если их вовремя не выявить, способно привести взрыву при заправке или в процессе эксплуатации — что часто оборачивается пожаром на АГЗС, или смертью водителя непосредственно во взорванной при движении по дороге машине. Среди баллонов остальных типов большинство автовладельцев признают их наиболее безопасными емкостями.

Метановые баллоны 2-го типа

В состав корпуса такого баллона входит металлопластик. Также используется легированная сталь, применяющаяся в усиленных конструкциях любого типа. Внутренние слои баллона – металлопокрытие увеличенной толщины, также вносящее свой вклад в прочность всего изделия. Оно принимает на себя ударную дозу воздействия газа, закачиваемого в баллон. Снаружи баллон армирован при помощи специальной композитной оболочки. Баллоны второго типа рекомендуют использовать, например, в условиях крайнего севера, где температура достигает -50 и ещё более низких значений.

Метановые баллоны 3-го типа

Внутреннее покрытие такое же, как и у емкостей предыдущего типа. Зато снаружи баллон оплетён углеволокном. Его прочность на разрыв равна 14000 атмосферам. Такая технология оказалась доступной для достижения прежде небывалых показателей. Углеволокно пропитано эпоксидосодержащими реагентами. Такой баллон окончательно защищён от разрушения металлических слоёв, что позволяет не беспокоиться о его целостности при атмосферных воздействий за весь период его срока службы.

Метановые баллоны последнего поколения

SAMSUNG CAMERA PICTURES

Следует отметить, что, начиная со 2-го поколения, метановые баллоны оснащаются металлопокрытием изнутри. Но этот металл усилен дополнительными «бронирующими» слоями, включающими в себя композитные и углеволокнистые оболочки. Это позволяет значительно уменьшить их вес – новейшие технологии продолжают появляться. Но сегодня они ещё очень дороги – из-за дефицита данных высокотехнологичных материалов, а внешние удары и повышенная вибрация, несмотря на многообещающую прочность на внутренний разрыв, легко повредит их. Если автомобиль попадёт в ДТП – однозначно будет взрыв, в котором вряд ли кто выживет внутри такого авто. Чтобы спокойно ездить с таким баллоном (и перевозить людей без особых проблем и угрозы их жизни), тщательно подойдите к выбору баллона и газового оборудования для вашей машины – а также не игнорируйте периодические проверки и того, и другого, у профессионалов.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
[Total: 3 Average: 5]