ГБО – плюсы и минусы

Работа машины на газе прежде всего подразделяется по разновидности топлива – функционирование на чистом метане (природный газ) и бутан-пропановой фракции (более тяжёлый газ, сопровождающий нефть).

Плюсы машины на газу

Несомненная польза машины на газу следующая:

  • Экологичность: углеводородные газы сгорают полностью – образуются лишь углекислый газ и вода. Никакой копоти. Запах несгоревшего газа возможен лишь при утечках в оборудовании.
  • Почти равное расходу бензина (в литрах) потребление газа – особенно у бутан-пропановой смеси.
  • Значительно меньшее засорение — или полное его отсутствие – деталей мотора. Это соблюдается лишь при должной очистке газа перед его закачкой в баллон.
  • Практически постоянная цена на газ. Если бензин и дизельное топливо ежесезонно дорожает (несмотря на существенное обесценивание нефти в последние несколько лет) – то газ, даже если и подрастёт в цене раз в год, то этот рост – сущие копейки. Природный газ не добывается из нефти (исключение составляют лишь специальные условия на производстве, нацеленные именно на полное разложение густых и жидких нефтекомпонентов и уже готовых нефтепродуктов на в разы более лёгкие газообразные составляющие), а сразу выкачивается из месторождения. Примерно то же самое можно сказать и о попутных нефтяных газах, растворённых в самой нефти – они выступают в качестве побочного продукта при нефтекрекинге. Сама нефть – благодаря даже не столько затратам на добычу, сколько “драконовскому” налого- и акцизообложению, в сумме зарвавшемуся аж до 60% всей её конечной цены! – не только образует конечную цену на бензин, но и, самое страшное, в российских условиях цена на сам бензин и дизель будет дорожать всё быстрее.
  • Возможность сделать газ, в частности, метан, практически неисчерпаемым, возобновляемым источником – после истощения всех запасов нефти. Его можно получать биологическим и синтетическим путями (например, из резиновых и пластмассовых отходов, а также углеродсодержащих отходов целого ряда производств, связанных не столько с потреблением нефти, сколько с, например, отходами от деревообрабатывающей, пищевой и угольнодобывающей промышленности, сельского хозяйства) – многие технологии давно и надёжно отработаны. Тот же метан, в сущности, можно получить из любой углеродной органики – исторически это первейшее и простейшее органическое соединение, производства которого на Земле хватит почти навсегда и на всех.

Минусы машины на газу

  • Необходимость возить с собой значительно более тяжёлые баки – газу требуется высокое давление, от единиц до сотен раз превышающее атмосферное, а значит, для его сжижения стенки баллонов должны быть достаточно толстыми;
  • Повышенная пожароопасность при утечке пропана. Метан, правда, легче воздуха и легко выветривается – пропан же способен накапливаться в нижней части замкнутого пространства автомобиля.
  • Меньшая распространённость АГЗС – особенно метановых – по сравнению с бензиновыми и пропановыми АЗС. Но многие готовы перейти на пропан.
  • Более сложная электроника для адекватного, безопасного управления газомотором – главным образом из-за этого более высокие цены на установку ГБО.
  • Сложность размещения баллонов – в отличие от бензобака, баллоны могут отнимать полезное место в багажнике легкового или в кузове грузового автомобиля.
  • Некачественная порой очистка газа – особенно пропана. Это обусловлено капиталистической жадностью, вечной денежной гонкой, присущей в наше время каждому. Периодически попадаются недобросовестные заправщики, несвоевременно меняющие изношенные компрессоры, в камеру накачки которых попадает смазка из остальной механики привода, также изношенной от многолетней эксплуатации в режиме подчас пиковой нагрузки. Либо оборудование АГЗС, изначально не вполне отвечающее современным требованиям по чистоте очищаемого и раздаваемого на автомобили топлива, также допускает масляные включения в закачиваемый газ.
  • Большая хлопотность при обслуживании ГБО -оно работает с давлением, в 15-200 раз превышающее атмосферное,и здесь  накладывается ряд жёстких требований и правил, первоначально непривычных для владельца машины, доселе ездящей на бензине. Так, заправка в лютый мороз баллона “под колпак” с последующим простоем машины в отапливаемом гараже, в лучшем случае приведёт к серьёзным поломкам ГБО, в худшем – к уничтожению имущества при пожаре после взрыва, и даже госпитализации хозяина с не менее серьёзными поражениями, чем те, что случились бы при протечке и возгорании бензина.

Опасны ли машины на газовом оборудовании?

Несмотря на кажущуюся, искусственно завышенную опасность газа, им, тем не менее, ежедневно пользуется не менее пятой части населения Земли. Бензин представляет даже большую опасность, чем газ. При утечке газа чаще всего последний будет гореть ровной струёй, пока не выйдет весь — а вот протёкший бензин в случае воспламенения охватит огнём всю территорию, на которой он разлился, при этом взрыва не миновать, особенно когда его пары скопились в достаточной концентрации в воздухе закрытого пространства.

ГБО, монтирующееся в машины – в т. ч. и самим заводом-изготовителем – проходит через всесторонний контроль. Фирма, в течение века выпускающая машины – например, Ford, — вряд ли допустит какие-либо упущения. Она всесторонне контролирует линию производства, сборки комплектов ГБО, обязательно проводит всесторонний тест-драйв установленных систем. В случае выявления брака машина просто-напросто отправляется на замену выбракованных комплектующих.

Стоит ли брать машину на газу?

Пользователя удерживают в основном лишь мифы, придуманные несведущими людьми. Против них есть вполне обоснованная точка зрения специалистов.

Машина хуже едет, работая на газе, нежели на бензине:

  • Из-за неправильного монтажа и пусконаладки комплекта ГБО.
  • Вследствие неверного подбора поколения всей газовой системы под конкретную машину.

Баллон опасен, если на машину, застрявшую на путях, наедет грузовой поезд. Либо, например, загорится колесо. Тогда-то он, конечно, взорвётся. Во всех остальных случаях даже баллон с метаном выдерживает столкновение с другой машиной – в случае мелкого повреждения стенки метан начинает улетучиваться. То же самое касается и пропанобутана – на открытой местности скопление газа просто не успеет образоваться в достаточном для взрыва количестве, газ хаотично разносится даже при малейшем ветре. А вот бензобак, лишь несколько более толстый, чем банка консервов, взорвётся даже при столкновении с любой машиной. Если попытаться его заправить пропаном, сэкономив на баллоне – то он просто не рассчитан на такое, да и машина без полноценного комплекта ГБО не то что не поедет, она вообще не заведётся.

В основном, единственное, что удерживает автовладельца, знающего, что ему нужно от машины, от перехода на авто, изначально ездящее на газу, в крайнем случае, от переоборудования уже имеющейся машины, ранее ездившей на бензине, – “понты” и предрассудки. Рано или поздно он пожалеет, что не “свалил” с бензомотора, “переоборудовавшись” на газ.

Индустрия “легковушек” тоже не стоит на месте: можно ездить на пропане, такие ГБО доступны не работникам спецслужб и госорганов, как это было на заре газомашин, а буквально каждому. Кажущаяся волокита и первоначальные затраты окупятся максимум через несколько лет. Да и производители бензиновых мало- и микролитражек не стоят на месте, совершенствуя комплекты ГБО из поколения в поколение, ставя их не только в машины, но и в спецтехнику – мини-погрузчики, тракторы и т. д. Как когда-то автоматическая коробка передач казалась фантастикой и безумием, езда на газе носила лишь характер разовых, “пилотных” акций. В умирающем в годы перестройки СССР не зря грузовики массово переводили на газ, но из-за развала страны отечественный прогресс газомашин прервался, и бензиновая индустрия, абсолютно ничем не сдерживаемая, вновь захватила российский рынок. В конечном итоге, когда запасы нефти на суше всё же иссякнут – а это произойдёт рано или поздно, скажем, лет через 30-40, — все машины перейдут на метан, спирт и водород, при сгорании не выделяющие практически ничего, кроме углекислого газа и воды. Фактически, через одно поколение людей должны стать массовыми комплекты мини-ГБО (меньшие по габаритной мощности в разы, чем сегодняшние), встроенные не только в полноценный автомобиль, но даже в мопед или скутер. Если не брать во внимание альтернативное жидкое и газотопливо — у населения не будет выбора, кроме газа – как когда-то все простые граждане были “привязаны” лишь к бензину и ДТ.

Поэтому ответ на вопрос о том, нужно ли переходить на метан или пропан, однозначный. Как бы ни хотели противного “бензокороли”, думающие в первую очередь о том, как набить свои карманы на постоянно дорожающем бензине и ДТ, а после них хоть трава не расти, — если машина для вас это средство передвижения и заработка (например, вы работаете водителем автобуса, мусоровоза, либо вы – дальнобойщик, представитель фирменной службы доставки и т. д.), а не игрушка для “тупого мальчика с музыкой”, то от силы через год-три ГБО окупится и начнёт давать отдачу.

Ни в коем случае не покупайте подержанные машины, в т. ч. и переведённые с бензина на газ. Мотива здесь всего лишь два:

  • Хозяин такой машины очень много ездит вот уже несколько лет, и экономия на топливе – вопрос для такого человека насущный.
  • Напротив, хозяин экономит на всём, включая качество ГБО, а “самопал”, “слепленный” на ширпотребном ГБО низшего ценового диапазона, видно сразу. От таких машин вообще нужно лететь прочь без оглядки, ибо на безопасность хозяину наплевать.
Нажмите, чтобы оценить этот пост!
[Total: 2 Average: 5]