Перевод машины на ГБО

Перевод машины на газобаллонное оборудование – не только ответственное решение по части экологии, но и ещё одна экономная статья в личном, семейном и корпоративном бюджетах.

Что такое ГБО в автомобиле?

ГБО, или газобаллонное оборудование – комплекс, включающий в себя универсальный (для бензина и газа) либо рассчитанный чисто на работу с газом двигатель, баллон для сжатого газа (как минимум один) и электронно-управляющий блок (ЭБУ), обеспечивающий бесперебойный и беспроблемный режим работы газомотора. Если двигатель универсальный, то зачастую ставятся все недостающие компоненты. Если же двигатель был изначально рассчитан лишь на работу с бензином, то он меняется либо на универсальный, либо на газомотор. В последнем случае меняется полностью вся система.

Установка газового оборудования

Прежде чем ставить ГБО, определитесь со следующим:

  • Что будет использоваться в качестве топлива – метан или пропан;
  • Какое поколение ГБО лучше всего подойдёт для вашей машины;
  • Сколько цилиндров содержит ваш мотор;
  • Сколько свободного места вы готовы выделить под баллон(ы) для газа.

Перевод автомобиля на работу от метана осуществляется по требованиям и правилам, описанным в инструкции под конкретное ГБО.

Стадии самостоятельного монтажа и пусконаладки ГБО следующие:

  1. Подготовьте машину и комплект ГБО к установке. Если необходимо, снимите систему двигателя, работающего на бензине.
  2. Руководствуясь инструкцией к вашей модели ГБО и вашей машине, смонтируйте сам газокомплекс.
  3. Убедитесь, что газ нигде не выходит “самотёком” – утечка может в лучшем случае привести к большим затратам на газ, в худшем – к пожару. Выполните настройку электронного блока ГБО (нужна помощь специалистов СТО).

Для установки и запуска ГБО на легковую машину сделайте следующее:

  1. Проверьте работоспособность системы зажигания и ГРМ.
  2. При снятии бензобака слейте из него бензин.
  3. Присоедините запорные вентили к баллону.
  4. Отграничьте магистральные трубы пластиковыми (например, из ПВХ) трубками.
  5. Снимите с батареи плюсовой кабель.
  6. Установите баллон так, чтобы направление заливного лючка не шло вразрез с подключением магистрального трубопровода. Может потребоваться снятие внутреннего покрытия багажника и/или заднее сиденье в салоне.
  7. Если бензобак не снят, и машина после перевода на метан станет гибридным транспортным средством, то крепление бака усиливается с помощью специальных хомутов.
  8. В отверстиях для вентиляции поставьте сапуны, дающие прирост продува во время движения.
  9. Проведите магистральные трубопроводы под полом машины. Часть из них пройдёт под сидентьями.
  10. Обеспечьте ввод труб в багажник и под капот.
  11. Установите газовый редуктор, смонтируйте трубки на составном клапане и подсоедините их к редуктору.
  12. Установите парофильтр и клапаны РВД/РНД.
  13. Бензоклапан установите в произвольное место бензопровода после бензонасоса.
  14. Выполните врез во входной коллектор под форсунки мотора и смонтируйте газосмесители и дозаторы топлива (в самом карбюраторе, в приточном воздуховоде и на входном коллекторе, а также на блоке управления).
  15. Сделайте врез в охладитель для монтажа входных редукторных трубок.
  16. Разместите модули коммутации газа для мотора и подведите провода к ним.
  17. Установите переключатель топлива и модуль заправки газа.

Сверив монтаж, заведите авто и сделайте пробный заезд.

Если вы переоборудуете грузовик или автобус – руководствуйтесь инструкциями и советами специалистов для комплекта ГБО, рассчитанного именно для подобного вида машин. Легковым машинам больше подойдёт пропанобутан, а вот грузовикам, автобусам и спецтехнике – метан. Владельцы грузовых машин в основном ставят ГБО на крыше или под днищем грузоотсека (цистерны, передней части фуры, пассажирского отсека и т. д.).

Обслуживание газового оборудования

Самостоятельное обслуживание ГБО сводится к следующим этапам:

  • Проверка хомутов, крепящих трубопроводы и иные детали оборудования;
  • Замена фильтров.

В первом случае, если хомуты разошлись, необходимо их подтянуть. При износе хомутов – замените их.

Для замены фильтра жидкой фазы в редукторе или на клапане сделайте следующее:

  1. С помощью втулки в баллоне закройте газ.
  2. Остановите работу двигателя.
  3. На крышке фильтра приспустите фиксирующие болты.
  4. Запустите мотор вновь и дайте оставшемуся в нём газу прогореть.
  5. Снимите крышку и вытащите засорившийся фильтр.
  6. Проверьте чистоту установочного места фильтра. На нём не должно быть каких-либо остатков.
  7. Вставьте новый фильтр и соберите систему в обратной последовательности.
  8. Откройте газ, дождитесь, пока он дойдёт до дозатора, и заведите машину.

Если машина успешно завелась – сделайте короткий тест-заезд.

Сервисное же обслуживание ГБО, помимо вышеперечисленных работ, включает в себя проверку работы ЭБУ. Специальный преобразователь интерфейса вы найдёте лишь в СЦ – самостоятельно заказать его даже у проверенного производителя вряд ли получится. Не теряйте время – обращайтесь в автосервис.

Поколения ГБО

Чтобы чётко представлять себе, чем отличаются более новые поколения от изрядно устаревших, напомним, что газобаллонная установка включает в себя:

  • Заправочный модуль;
  • Газо- и бензоклапан на основе электромагнита;
  • Модуль повышенного давления газа;
  • Газоредуктор;
  • Дозатор и смеситель газа;
  • Модуль коммутации электромагнитов клапанов;
  • Переключатель “газ/бензин”;
  • Манометр повышенного давления;
  • Трубы и газошланги;
  • Газобаллон с запорным модулем.

Первое поколение ГБО – работа с карбюраторами и инжекторами. Лямбда-зонд не применялся. Управление было как механическим, так и отчасти электронным.

Во втором поколении на смену механическому редутору пришёл электрический. Принципиально новой деталью стал электронный дозатор с работой, управляемой от датчика концентрации кислорода в воздухе – тот самый лямбда-зонд. Это позволило сделать работу газомотора более надёжной в газо- и комбинированном режиме сжигания топлива.

Третье поколение, кроме дроссельной заслонки и лямбда-субмодулей, были внедрены датчики оборотов коленвала и высокого давления газа. Газ в каждый из цилиндров подаётся газоинжектором.

Четвёртое поколение ознаменовалось первой рабочей версией ЭБУ, а ввод газа в цилиндры стал последовательно-параллельным. ЭБУ теперь производит предрасчёт управляющих сигналов с помощью встроенного микропроцессора. Данное поколение в последние годы наиболее распространено – особенно на бензиновых машинах, переделанных под езду на газе. Допускается смешение бензина с газом в соотношении 2:8 – благодаря более продвинутому алгоритму, исключающему ускоренный износ форсунок.

В пятом поколении ГБО газ в цилиндрах под завышенным давлением уже сжижается. Отличительной особенностью данного ГБО явилась работа даже в условиях крайнего севера, в лютый мороз – двигатель не обязательно раскручивать по 5 минут, портя аккумулятор на попытках стартера штатно завести машину.

Шестое поколение газобаллонных установок ещё недостаточно прижилось. Здесь газ вводится с помощью насоса высокого давления сразу в отсек сгорания через клапан-блок – это модуль, явившийся принципиально новым отличием данного ГБО от всех предыдущих поколений. Достоинство – лёгкое переключение с бензина на газ, причём есть возможность забыть о бензине практически навсегда.

Эксплуатация ГБО

  • Не переполняйте баллон, заполняя его до 100%. Максимум – заполнение баллона на 80%. Переполненный баллон может попросту рвануть, либо “стравить” эти 20% газа.
  • Не реже раза в год проходите диагностику ГБО в СТО. Неисправностью может явиться, например, на 20% больший расход газа, чем ранее, но благодаря сложности исполнения ГБО у такой неисправности может оказаться до 20 причин.
  • Не отказывайтесь от бензина полностью: прогревайте в мороз мотор до 3 минут, затем переключайте машину на потребление газа.
  • На стоянке или в гараже перекрывайте подачу газа.
  • Паркуйтесь летом по возможности в тени. Перегрев баллона выше 40 градусов чрезвычайно взрывопожароопасен.
  • Перед каждой поездкой проверяйте, нет ли утечки газа. О начавшейся утечке свидетельствует изморозь, появившаяся на трубопроводах.
  • Прочие неисправности – недобор по мощности двигателя и скорости машины, заглохание, например, при стоянии в пробке (холостой ход мотора), автопереключение на бензин – повод всё-таки съездить в СТО.
Mercedes-Benz E 200 NGT: Bivalenter Erdgas-/Benzinantrieb ; Mercedes-Benz E 200 NGT: bivalent natural gas/petrol drive;

Регистрация ГБО в ГИБДД

Руководствуйтесь следующими правилами:

  • При поставке с завода машины в сборе регистрация ГБО не нужна.
  • Автовладельцы, поставившие ГБО до 2015 г., не нуждаются в подтверждении ГАИ в случае следования предписаниям законодательства изначально.
  • ГБО после запуска необходимо зарегистрировать за последующие 10 дней.
  • Без техэкспертизы зарегистрировать ГБО в ГАИ нельзя. После заключения экспертов вы отправляете заявление о модификации вашей машины и получаете нужное разрешение от инспекции.
  • Перед установкой ГБО нужна предпроверка машины. “Городить огород” здесь самовольно – не по закону.
  • Установив ГБО и пройдя техэкспертизу, проведите техосмотр машины – вам выдадут диагностический талон. Затем оформите нужные документы и получите в ГАИ свидетельство о соответствии ТС, в которое внесены изменения. В качестве документов, кроме паспорта, нужны: заключение об экспертизе, декларация от сервис-центра, техосмотровый протокол, чек об уплате госпошлины, СТС, ПТС, сертификаты качества ГБО.
  • Сумма к оплате складывается из оплаты монтажа и пусконаладки ГБО, самого комплекта, оплаты за экспертизу, оформление документов, плюс госпошлины. Общий размер госпошлины, по меркам 2018-2019 гг., вряд ли превысит 1700 р. При отправке заявления черз сайт “Госуслуги” возможна скидка.

Разрешение на установку ГБО

Это документ, который нужно получить в ГАИ перед установкой ГБО на машину. Нужны лабораторная экспертиза  и предварительный техосмотр машины в ГАИ. Без утверждения ГИБДД обращаться в автосервис нет смысла: даже если вы установите ГБО самовольно, вас отштрафуют. При повторении – машину эвакуируют, а вас могут арестовать на 15 дней. Водители, установившие ГБО до 2016 г., могут попасть под “раздачу”: установка подлежит снятию, а машина – прохождению лабораторной экспертизы. При успешном выполнении данного условия ГАИ выдаёт документ, разрешающий повторную установку ГБО. Другими словами, без данного документа теперь никак.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
[Total: 1 Average: 5]