Виды газа для автомобилей

Все газоавтомобили подразделяются на два фронта – метановые и пропановые машины. Существует ещё третий подвид газомашин – на водороде, но это пока сегодня исчезающая редкость.



Автомобили на метане

Любой автомобиль можно переделать как под метан, так и для езды на пропане. Были бы деньги и желание ездить по-новому, а в переоборудовании под газ и его узаконивании нет ничего невозможного.
Но, поскольку чисто на газе машин особо не выпускают, решением будет гибрид – езда на бензине и на метане (смотря, есть ли метан-заправка по пути вашего следования, или опять придётся раскошелиться за единственно доступный здесь бензин).

В качестве примеров:

  • Тягач Iveco Stralis ES;
  • Газодизель КамАЗ-5490;
  • Автобус Нефаз-5299-30-31;
  • Мусоровозы КО-448-ВГ/8Г на основе метаномоторных приводов, поставляющихся и для “КамАЗов”.

Это далеко не полный список. Больше всего частных лиц интересуют легковые машины на метане, например, отечественная Lada Vesta CNG и десятки иных моделей, большинство из которых – иномарки.

Плюсы и минусы авто на метане

Машина на метане – не роскошь, а инвестиция в будущее, а главное – в здоровье себя и своих близких. Если все автовладельцы России перейдут на метан – буквально, станет легче дышать, а климат в стране сделается значительно мягче и свежее. Помогая себе, поддерживаешь и свой народ в целом.

Раньше идея перевода транспорта – как общественного, так и личного – казались бредом. Однако рациональные идеи не исчезают: не послушают тебя, так послушают твоего далёкого потомка, когда в твоём изобретении возникнет острая нужда – во имя всеобщего спасения. Ко второй мировой войне десятки тысяч легковых и грузовых машин в каждой из ряда стран Европы было переоборудовано под метан. Через 40 лет к “газовой гонке” присоединился и Советский Союз. Спустя 30 лет Россия пытается наверстать упущенное в плане перевода на газ большинства, а в идеале – и всех машин, частных и коммерческих.

Достоинства метана:

  • Его запасов хватит в России ещё на несколько поколений. Также он может быть произведён (реакция ступенчатого разложения) из чего угодно – хоть из парафина, хоть из пластикового лома, хоть из старой резины. Технология его отработана десятилетиями опыта нефтеперерабатывающей промышленности. Его легко получить даже из биоотходов – хоть из картофельных очисток, хоть из дачного септика, куда нет доступа воздуха.
  • Метан – самый безвредный из газов: при его горении выделяются лишь углекислый газ и вода. Нет абсолютно никаких вредных примесей, засоряющих как сам двигатель, так и иные его компоненты. Масло в моторе остаётся нетронутым – метан его не смывает.
  • Если нет ближайшей метановой заправки – можно купить мини-АГНКС (эти установки способны накачать в баллон метана при давлении в 100 и более атмосфер) и заправиться хоть в домашних условиях из газовой трубы, которая заходит в ваш дом. Но на такое идут лишь самые отчаянные, “повёрнутые” на экологичности принимаемых решений.

Минусы:

  • Опять же – значительные трудности с регулярной, частой перезаправкой машины.
  • Более дорогое ГБО – нежели в случае с пропаном. Дороже метанового ГБО может быть лишь водородное.
  • Из-за очень высокого давления сжатого метана баллон весит центнер и более. Причина – в несколько раз более толстые, чем у пропановых баллонов, стенки: если попытаться облегчить, баллон попросту взорвётся, не будучи заправленным даже на четверть от заявленной ёмкости, а с таким малым запасом метана далеко не уедешь.
  • Тяга на метане (и мощность двигателя) ощутимо меньше, чем на пропане или бензине.

Одним словом, вкладываться в метан и ГБО для него – не самое бюджетное для легковушки решение. Метан более экономичен лишь на пассажирском и грузовом автотранспорте – если ТС перевозит десятки человек или 20-тонную фуру/прицеп/контейнер, то лишняя тонна из 10 баллонов метана не будет так сильно бить по кошельку. Простым автолюбителям всё же сподручнее ездить на пропане, изобутане или пропан-бутановом “композите”.

Отзывы об авто на метане

Два года назад купил в качестве семейного авто ГАЗ-2217 (“Соболь-Баргузин”) 2005 г., пробег, ~150 т. р., карбюратор. Машина прожорливая, не сравнить с легковой и поэтому сразу была переведена мной на метан, благо заправка в 300 метрах от дома. Кстати, кто «не в теме», на машины могут поставить оборудование для пропана или метана, рассматривать их как нечто одинаковое, называя просто «газ», нельзя! Все заправки на протяжении эксплуатации были аккуратно записаны в блокнотик в машине, фиксировались не только кубики газа (объем), но и рубли. Иногда количество кубов узнать нельзя — и по этой причине основной расчёт делался по итоговой цене заправки. Цифры взяты за период 2011-2012 гг.

Пётр (Киев, Украина)

Всё думал, ставить, не ставить. 8-ка не прожорливая, конечно, но по 30 р. бензин лить жаба уже душит.

Александр Владивосток

У меня Mazda Tribute, 3 литра, 200 л/с. Прожорлива: ездил бы на бензине с нашими ценами — отдавал бы четверть зарплаты только на него. Проехал порядка 80.000 км уже на газу, полёт нормальный.

Алекс Мурманск

Поставил 4-е поколение (форсуночное ГБО), разница не ощущается. Пропан горит дольше, чем бензин (поэтому зажигание выставляется пораньше), температура воспламенения выше (зимой двигатель заводится на бензине), но зато октановое число (~110) выше, чем у любого бензина с любой заправки.

Вадим

Автомобили на метане с завода

Легковые авто на метане, в сборе которых идёт заводское ГБО, за последние лет 10 представлены следующими моделями:

  • Audi A5
  • Chevrolet – Nubira (Station), Lacetti, Captiva
  • Citroen — C3, Berlingo
  • Fiat – Cubo, Punto Evo, Panda, Multipla, Grande Punto, Fiorino, Dolbo (Gargo), 500 Turbo
  • Ford – Mondeo (включая Turnier и Station Wagon), Kuga, KA, Galaxy, Focus (Turnier, Station Wagon, Limusine, C-Max и CC), Fiesta
  • Honda Civic GX
  • Lada — Vesta CNG, Priora CNG
  • Mercedes-Benz E200/B180
  • Opel Zarifa CNG Ecoflex
  • Scoda Octavia G-Tec CNG
  • Seat Ibiza TGI
  • Volvo – V-60/70 T5 Bifuel, V90 Bifuel
  • VW – Golf VII TGI Bluemotion, Polo TGI, Caddy 20,0 Ecofuel, Caddy Maxi 2,0 Ecofuel, Golf Variant Bifuel, Passat 1,4 TSI Ecofuel (Variant), Touran 2,0 Ecofuel, Touran 1,4 TSI Ecofuel, Up Ecofuel

Машины на метане, разумеется, не останутся в хвосте российского автопрома на долгие десятилетия. Когда нефть в стране закончится, а получение пропана будет удовольствием из дорогих, но природный газ всё ещё не весь будет выкачан (с таким застарелым аппетитом на бензин и вправду намного скорее израсходуют нефть, т. к., помимо топлива для машин, на ней базируется ещё куча перерабатывающих производств) – метан надолго займёт первенство, да и получать его сможет чуть ли не каждый человек в домашних условиях.

Автомобили на пропане

Превратить любой бензиновый автомобиль, поставив ГБО, в пропановый – равно как и в метановый – особых сложностей не вызовет.

Заправка машин, ездящих на метане, пропаном также возможна. В данном случае иногда меняют баллон(ы) и испарительный редуктор. В случае более капитальной переделки потребуется перерегистрация таких изменений в инстанциях ГАИ.

Чисто пропановых моделей авто, имеющих в названии приписку LPG (“сжиженный газ”), на сегодня вряд ли в России вообще возможно найти – производители, как наши, так и зарубежные, выпускают гибридные машины, рассчитанные на бензин и сжиженный/сжатый газ. Воспользутесь вышеприведённым списком моделей таких авто.

Плюсы и минусы авто на пропане

Пропан, в отличие от метана, имеет ряд преимуществ:

  • В несколько раз большая распространённость заправок, располагающих постоянно пополняемым запасом пропана (или пропанобутана) – по сравнению с метановыми заправками;
  • Меньший вес баллонов, почти не отнимающий грузоподъёмность легкового авто;
  • Соизмеримый с бензином КПД – во всех отношениях;
  • Почти такой же дешёвый, как метан (всего лишь до 15% дороже метана, но так не везде, во многих местах и того меньше).
  • Не требуется высокое давление для заправки – оно приблизительно в 10 раз меньше, отчего баллоны могут иметь не только металлические, но и стенки из высококачественного и высокопрочного пластика или композита;
  • Заправить пропаном баллон можно любым недорогим компрессором, создающим давление хотя бы в 15 атмосфер – это очередная “антирасходная” статья заправщиков против дорогих компрессоров сверхвысокого давления, что также способствует быстрому продвижению пропана как топлива в мировой автопром;
  • Пропан отлично совмеестим с добавлением в состав топлива на его основе бутан и изобутан, что позволяет жарким летом уменьшить давление в баллоне при одинаковых заправочных дозах.

Последний пункт требует пояснения: бутан кипит при -0,5 градусах, изобутан – при -11. Комбинируя содержание пропана, бутана и/или изобутана, удаётся достичь идеального баланса между давлением (а с ним – и угрозой внезапного взрыва баллона при его случайном переполнении) и условной “газоподъёмностью” баллона. В принципе, в жарких странах можно было бы перевести все газовые машины не на пропан, а чисто на бутан – без заметной потери “калорийности” для тяговой системы машины.

Недостатки пропана:

  • Не заводится в лютые морозы – зимой, в условиях крайнего севера, на северо-востоке России, где температуры падают до -50 и ниже; пропан превратится в обычную жидкость, и давление упадёт до нуля – без давления он сжижается при -42 градусах;
  • В связи с тем, что он производится из жидких нефтепродуктов, из-за поставленного на поток производства не все газодобывающие компании его доочищают, возможны масляные включения, засоряющие мотор.
  • Пропан не поставляется в каждый дом, в отличие от куда более лёгкого метана — заправить пропаном своё авто в домашних условиях не получится.

Когда истощатся запасы нефти, производство пропана, возможно, станет невыгодным – ему на смену придут спирты, водород и метан.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
[Total: 2 Average: 5]