Установка только что
купленного – нового или подержанного – газобаллонного оборудования своими
руками требует определённых знаний и сноровки. Хорошо, если автовладелец до
этого помогал своим друзьям и знакомым, в своё время перешедшим с бензина на
газ. Ещё лучше, когда он ремонтирует системы в авто на заказ – в т. ч. и
занимается установкой, обслуживанием и настройкой ГБО сам, либо в автосервисе.
Из чего состоит ГБО?
ГБО – сложный комплекс,
включающий в себя:
- баллон с вентилями, служащий резервуаром для метана или пропано-бутановых смесей;
- редуктор, понижающий давление разрежающегося газа (или газосмеси).
- исполнительные механизмы по впрыску нужного вида топлива в двигатель,
- контроллеры, управляющие этим впрыском;
- датчики, считывающие необходимую информацию и передающие её в виде команд на бортовой электронный блок управления (ЭБУ, или контроллеры).
Вся система образует
единое целое. Переключение с одного вида топлива на другой производится при
помощи переключателя, задействующего активный (рабочий) режим нужного
контроллера.
Из чего состоит ГБО 2-го поколения?
ГБО 2-го поколения – газовая система для карбюраторных двигателей, рассчитанная и на работу с
инжекторными моторами. Как и 1-е поколение, система 2-го поколения включала в
себя редуктор и смеситель. Цель – преобразовать инжекторный движок на бензине в
карбюраторную систему, работающую от газа. Несколько позже производители
внедрили электронную систему ввода топлива. В газовом оборудовании установили
шаговый электродвигатель, управляющий по показаниям кислородного датчика
составом газосмеси – регулировать её состав по массе и объёму.
Такое решение оказалось
достаточно дешёвым, что сыграло ведущую роль в его распространении. Машины,
переоборудованные таким образом, ездили весьма неплохо, однако вскоре были
обнаружены и недостатки. Дозировка газосоставляющих компонентов оказалась не
вполне точной. Также двигатель в общем выдавал хлопки при работе. В 1-м и 2-м
поколении газ мешался с атмосферным воздухом до дроссельной заслонки, а втяжной
коллектор авто заполнялся полученной таким образом газовоздушной смесью.
Казалось бы, всё просто, ан нет – стоило зажиганию выдать даже самый
незначительный сбой, отработанный газ тут же шёл в обратном направлении,
датчики сбоили следом за ним – а корпус воздухофильтра попросту взрывался. Это
и послужило толчком к созданию систем газовпрыска – но уже в новом поколении.
Из чего состоит ГБО 3-го поколения?
Система с элементами
газовпрыска, едва появившись на свет, являла собой усложнённую конструкцию. В
качестве электронного блока управления (ЭБУ) применяли полнофункциональный
бортовой ПК, дозирующий топливо и воздух при подаче их смеси в двигатель.
Десяток и более датчиков были развешаны по всем системам, принимающим участие в
работе машины. Дозировка газосмеси осуществлялась открытием и закрытием в
нужные моменты времени и на нужные периоды газофорсунок.
Главное достоинство ГБО 3-го поколения – совместимость
его для моделей машин, в которых невозможно было использовать систему более
нового, 4-го поколения. К примеру, это были машины Audi 80/100, обладающие двигателями на 4 и 5 цилиндров и
системой механовпрыска бензина — а также все марки и модели авто с одиночным
впрыском.
Недостаток ГБО 3-го поколения – наличие большого
количества считывателей. Многие из таких датчиков, использовавшиеся на разных
моделях газобензиновых и чисто бензиновых машин зачастую выдавали отличные друг
от друга сигналы. ЭБУ машины с ходом на газе не в состоянии был их правильно
воспринять. Эта трудность – вкупе с высокой ценой – не позволили 3-му поколению
газобаллонных систем обрести высокий спрос. Такое положение дел и подтолкнуло
разработчиков к созданию систем ГБО следующего поколения.
Из чего состоит ГБО 4-го поколения?
У последующего, 4-го,
поколения газобаллонной системы, в 2010-х годах популярность всё ещё высокая.
Связано это с тем, что в стране накоплен значительный фонд легковых машин,
использующих это поколение, совместимых с ним. Данное поколение отлично
сочетается с большинством современных авто, в которых используются инжекторные
двигатели. Эти устройства достаточно просты в применении, дают весьма неплохую
отдачу. Достоинство в управлении такой системой – отсутствие
полнофункциональной нагрузки на контроллеры газового впрыска. Здесь часть
функций оставлена стандартному контроллеру бензинового тракта.
Управление в 4-м
поколении ГБО заключается в следующем. ЭБУ бензиновой подачи считывает нужные
ему данные от датчиков, «развешанных» под капотом, и упорядочивает впрыск
топлива. А именно – контролирует открытие и закрытие бензофорсунок мотора. В
момент переключения на подачу газа бортовой ЭБУ выключает впрыск бензина –
управляющий сигнал, посылаемый в импульсном режиме газофорсункам, отключается,
и сами форсунки перекрываются. Бензиновый блок управления
получает все данные от датчиков автомобиля и управляет подачей топлива, т.е.
управляет открытием бензофорсунок. Затем с датчиков на
этот же ЭБУ поступают сигналы, сообщающие ему о составе газа (или газосмеси).
Блок управления посылает нужные сигналы газофорсункам, и те открываются и
перекрываются обратно в нужный момент и на нужные интервалы. Благодаря такой
системе достигается наибольшая универсальность и совместимость системы ГБО
данного поколения, отчего вырастает показатель точности подачи топлива,
приближаясь к своему технологическому идеалу.
Такой подход позволил
полностью избавиться от предыдущих систем ГБО, работающих исключительно с
карбюраторами. Теперь для инжекторных двигателей газобаллонное управление
подачей топлива стало реальностью. Рынок за последние несколько лет
повсеместного распространения ГБО на 70% состоит из систем 4-го поколения. Эти
установки ставят на многие модели авто – как более прошлых, так и последних лет
выпуска, в которых нашлось место инжекторным моторам. Однако у разных марок и
моделей авто есть некоторые различия как в конструкции функциональных узлов,
так и в самих функциях блоков управления.
Но на этом показатели
точности подачи газа в инжекторный мотор не остановились. Разработчики довели
всю систему до практически полной обратной совместимости газоконтроллеров с их
бензиновыми собратьями, применяя последние, новейшие протоколы передачи данных.
Так гибридные авто вышли на новый уровень, став более манёвренными, экономичными
и управляемыми.
5-е и 6-е поколение ГБО –
на сегодня всё ещё технологическая экзотика. 7-е и 8-е — пожалуй, уже больше
выдумка потребителей, не учитывающих то, что речь идёт о промежуточных,
дочерних, вернее, переходных этапах 6-го поколения.
Как установить ГБО самому?
Самостоятельная установка
ГБО возможна и своими силами. Если, конечно, вы впоследствии «узаконите» в
надзорных службах, включая ГАИ, все свои изыскания. В качестве примера – авто
Lada Priora и ГБО от компании Digitronic. Для перестановки имеющегося ГБО с
прежней машины на только что купленную сделайте следующее.
- Снимите
проводку, промаркируйте разъёмы и вилки, подключаемые по умолчанию.
- Демонтируйте
ресивер на новой машине, чтобы получить доступ к гнёздам для подключения
форсунок. Для высвобождения левого болта ресивера отсоедините устройство
защиты, «ГУРовский» нагнетатель, левую подпорку мотора, крепление опоры и
генератора, сам генератор.
- При обратной
сборке, сняв ресивер, установите нижний болт генератора с противоположной
стороны. Это позволит в случае чего демонтировать генератор повторно, не снимая
все вышеперечисленные функциональные узлы, мешавшие его разборке.
- Подсоедините
гнёзда косы ГБО к гнёздам самих форсунок. Это позволит передавать сигнал на
бензофорсунки непосредственно через контроллер ГБО.
- В пластиковый
кожух ресивера вмонтируйте патрубки, по которым будет идти газ.
- Зафиксируйте
прочие элементы комплекса ГБО, разместите проводку и проверьте правильность
выполненного монтажа.
- Проведите
трассу для газа с баллона в редуктор.
- Вставьте
кольцевой баллон вместо запасного бака в багажнике.
- Проверьте,
что трасса газа нигде не пропускает, нанеся немного мыльной пены на сам
газопровод – особенно в местах соединений.
- Проведите
управляющую проводку в салон авто. Можно использовать резиновую прокладку
троса, отходящего от педали сцепления, в качестве точки, через которую проходит
эта часть проводки.
- Заведите
провода на тахометр, установите переключатель в легкодоступном месте.
После подключения и
опробования всей системы, проверьте, как машина работает на газу, используя
руководство по правильному переводу на газ. Если двигатель и стартер выдаёт не
те обороты – подстройте работу редуктора, попробуйте разогнать двигатель до
3000…3500 оборотов в минуту.
Нажмите, чтобы оценить этот пост!
[Total: 1 Average: 5]