Перевод
машины на газобаллонное оборудование – не только ответственное решение по части
экологии, но и ещё одна экономная статья в личном, семейном и корпоративном
бюджетах.
Что такое ГБО в
автомобиле?
ГБО, или
газобаллонное оборудование – комплекс, включающий в себя универсальный (для
бензина и газа) либо рассчитанный чисто на работу с газом двигатель, баллон для
сжатого газа (как минимум один) и электронно-управляющий блок (ЭБУ),
обеспечивающий бесперебойный и беспроблемный режим работы газомотора. Если
двигатель универсальный, то зачастую ставятся все недостающие компоненты. Если
же двигатель был изначально рассчитан лишь на работу с бензином, то он меняется
либо на универсальный, либо на газомотор. В последнем случае меняется полностью
вся система.
Установка газового
оборудования
Прежде чем
ставить ГБО, определитесь со следующим:
- Что
будет использоваться в качестве топлива – метан или пропан;
- Какое
поколение ГБО лучше всего подойдёт для вашей машины;
- Сколько
цилиндров содержит ваш мотор;
- Сколько
свободного места вы готовы выделить под баллон(ы) для газа.
Перевод
автомобиля на работу от метана осуществляется по требованиям и правилам,
описанным в инструкции под конкретное ГБО.
Стадии самостоятельного монтажа и пусконаладки ГБО следующие:
- Подготовьте
машину и комплект ГБО к установке. Если необходимо, снимите систему двигателя,
работающего на бензине.
- Руководствуясь
инструкцией к вашей модели ГБО и вашей машине, смонтируйте сам газокомплекс.
- Убедитесь, что газ нигде не выходит
“самотёком” – утечка может в лучшем случае привести к большим затратам на газ,
в худшем – к пожару. Выполните настройку электронного блока ГБО
(нужна помощь специалистов СТО).
Для
установки и запуска ГБО на легковую машину сделайте следующее:
- Проверьте работоспособность системы зажигания и ГРМ.
- При снятии бензобака слейте из него бензин.
- Присоедините запорные вентили к баллону.
- Отграничьте магистральные трубы пластиковыми (например, из ПВХ) трубками.
- Снимите с батареи плюсовой кабель.
- Установите баллон так, чтобы направление заливного лючка не шло вразрез с подключением магистрального трубопровода. Может потребоваться снятие внутреннего покрытия багажника и/или заднее сиденье в салоне.
- Если бензобак не снят, и машина после перевода на метан станет гибридным транспортным средством, то крепление бака усиливается с помощью специальных хомутов.
- В отверстиях для вентиляции поставьте сапуны, дающие прирост продува во время движения.
- Проведите магистральные трубопроводы под полом машины. Часть из них пройдёт под сидентьями.
- Обеспечьте ввод труб в багажник и под капот.
- Установите газовый редуктор, смонтируйте трубки на составном клапане и подсоедините их к редуктору.
- Установите парофильтр и клапаны РВД/РНД.
- Бензоклапан установите в произвольное место бензопровода после бензонасоса.
- Выполните врез во входной коллектор под форсунки мотора и смонтируйте газосмесители и дозаторы топлива (в самом карбюраторе, в приточном воздуховоде и на входном коллекторе, а также на блоке управления).
- Сделайте врез в охладитель для монтажа входных редукторных трубок.
- Разместите модули коммутации газа для мотора и подведите провода к ним.
- Установите переключатель топлива и модуль заправки газа.
Сверив
монтаж, заведите авто и сделайте пробный заезд.
Если вы
переоборудуете грузовик или автобус – руководствуйтесь инструкциями и советами
специалистов для комплекта ГБО, рассчитанного именно для подобного вида машин. Легковым
машинам больше подойдёт пропанобутан, а вот грузовикам, автобусам и спецтехнике
– метан. Владельцы грузовых машин в основном ставят ГБО на крыше или под днищем
грузоотсека (цистерны, передней части фуры, пассажирского отсека и т. д.).
Обслуживание газового
оборудования
Самостоятельное
обслуживание ГБО сводится к следующим этапам:
- Проверка
хомутов, крепящих трубопроводы и иные детали оборудования;
- Замена
фильтров.
В первом
случае, если хомуты разошлись, необходимо их подтянуть. При износе хомутов –
замените их.
Для замены
фильтра жидкой фазы в редукторе или на клапане сделайте следующее:
- С
помощью втулки в баллоне закройте газ.
- Остановите
работу двигателя.
- На
крышке фильтра приспустите фиксирующие болты.
- Запустите
мотор вновь и дайте оставшемуся в нём газу прогореть.
- Снимите
крышку и вытащите засорившийся фильтр.
- Проверьте
чистоту установочного места фильтра. На нём не должно быть каких-либо остатков.
- Вставьте
новый фильтр и соберите систему в обратной последовательности.
- Откройте
газ, дождитесь, пока он дойдёт до дозатора, и заведите машину.
Если
машина успешно завелась – сделайте короткий тест-заезд.
Сервисное
же обслуживание ГБО, помимо вышеперечисленных работ, включает в себя проверку
работы ЭБУ. Специальный преобразователь интерфейса вы найдёте лишь в СЦ –
самостоятельно заказать его даже у проверенного производителя вряд ли
получится. Не теряйте время – обращайтесь в автосервис.
Поколения ГБО
Чтобы
чётко представлять себе, чем отличаются более новые поколения от изрядно
устаревших, напомним, что газобаллонная установка включает в себя:
- Заправочный
модуль;
- Газо-
и бензоклапан на основе электромагнита;
- Модуль
повышенного давления газа;
- Газоредуктор;
- Дозатор
и смеситель газа;
- Модуль
коммутации электромагнитов клапанов;
- Переключатель
“газ/бензин”;
- Манометр
повышенного давления;
- Трубы
и газошланги;
- Газобаллон
с запорным модулем.
Первое
поколение ГБО – работа с карбюраторами и инжекторами. Лямбда-зонд не
применялся. Управление было как механическим, так и отчасти электронным.
Во втором
поколении на смену механическому редутору пришёл электрический. Принципиально новой
деталью стал электронный дозатор с работой, управляемой от датчика концентрации
кислорода в воздухе – тот самый лямбда-зонд. Это позволило сделать работу
газомотора более надёжной в газо- и комбинированном режиме сжигания топлива.
Третье
поколение, кроме дроссельной заслонки и лямбда-субмодулей, были внедрены
датчики оборотов коленвала и высокого давления газа. Газ в каждый из цилиндров подаётся
газоинжектором.
Четвёртое
поколение ознаменовалось первой рабочей версией ЭБУ, а ввод газа в цилиндры
стал последовательно-параллельным. ЭБУ теперь производит предрасчёт управляющих
сигналов с помощью встроенного микропроцессора. Данное поколение в последние
годы наиболее распространено – особенно на бензиновых машинах, переделанных под
езду на газе. Допускается смешение бензина с газом в соотношении 2:8 –
благодаря более продвинутому алгоритму, исключающему ускоренный износ форсунок.
В пятом
поколении ГБО газ в цилиндрах под завышенным давлением уже сжижается. Отличительной
особенностью данного ГБО явилась работа даже в условиях крайнего севера, в
лютый мороз – двигатель не обязательно раскручивать по 5 минут, портя
аккумулятор на попытках стартера штатно завести машину.
Шестое
поколение газобаллонных установок ещё недостаточно прижилось. Здесь газ
вводится с помощью насоса высокого давления сразу в отсек сгорания через
клапан-блок – это модуль, явившийся принципиально новым отличием данного ГБО от
всех предыдущих поколений. Достоинство – лёгкое переключение с бензина на газ,
причём есть возможность забыть о бензине практически навсегда.
Эксплуатация ГБО
- Не
переполняйте баллон, заполняя его до 100%. Максимум – заполнение баллона на 80%.
Переполненный баллон может попросту рвануть, либо “стравить” эти 20% газа.
- Не
реже раза в год проходите диагностику ГБО в СТО. Неисправностью может явиться,
например, на 20% больший расход газа, чем ранее, но благодаря сложности
исполнения ГБО у такой неисправности может оказаться до 20 причин.
- Не
отказывайтесь от бензина полностью: прогревайте в мороз мотор до 3 минут, затем
переключайте машину на потребление газа.
- На
стоянке или в гараже перекрывайте подачу газа.
- Паркуйтесь
летом по возможности в тени. Перегрев баллона выше 40 градусов чрезвычайно взрывопожароопасен.
- Перед
каждой поездкой проверяйте, нет ли утечки газа. О начавшейся утечке
свидетельствует изморозь, появившаяся на трубопроводах.
- Прочие
неисправности – недобор по мощности двигателя и скорости машины, заглохание,
например, при стоянии в пробке (холостой ход мотора), автопереключение на
бензин – повод всё-таки съездить в СТО.
Регистрация ГБО в ГИБДД
Руководствуйтесь
следующими правилами:
- При
поставке с завода машины в сборе регистрация ГБО не нужна.
- Автовладельцы,
поставившие ГБО до 2015 г., не нуждаются в подтверждении ГАИ в случае
следования предписаниям законодательства изначально.
- ГБО
после запуска необходимо зарегистрировать за последующие 10 дней.
- Без
техэкспертизы зарегистрировать ГБО в ГАИ нельзя. После заключения экспертов вы отправляете
заявление о модификации вашей машины и получаете нужное разрешение от
инспекции.
- Перед
установкой ГБО нужна предпроверка машины. “Городить огород” здесь самовольно –
не по закону.
- Установив
ГБО и пройдя техэкспертизу, проведите техосмотр машины – вам выдадут
диагностический талон. Затем оформите нужные документы и получите в ГАИ
свидетельство о соответствии ТС, в которое внесены изменения. В качестве
документов, кроме паспорта, нужны: заключение об экспертизе, декларация от
сервис-центра, техосмотровый протокол, чек об уплате госпошлины, СТС, ПТС,
сертификаты качества ГБО.
- Сумма
к оплате складывается из оплаты монтажа и пусконаладки ГБО, самого комплекта,
оплаты за экспертизу, оформление документов, плюс госпошлины. Общий размер
госпошлины, по меркам 2018-2019 гг., вряд ли превысит 1700 р. При отправке
заявления черз сайт “Госуслуги” возможна скидка.
Разрешение на установку
ГБО
Это
документ, который нужно получить в ГАИ перед установкой ГБО на машину. Нужны
лабораторная экспертиза и предварительный
техосмотр машины в ГАИ. Без утверждения ГИБДД обращаться в автосервис нет
смысла: даже если вы установите ГБО самовольно, вас отштрафуют. При повторении
– машину эвакуируют, а вас могут арестовать на 15 дней. Водители, установившие
ГБО до 2016 г., могут попасть под “раздачу”: установка подлежит снятию, а
машина – прохождению лабораторной экспертизы. При успешном выполнении данного
условия ГАИ выдаёт документ, разрешающий повторную установку ГБО. Другими словами,
без данного документа теперь никак.
Нажмите, чтобы оценить этот пост!
[Total: 1 Average: 5]