ГБО своими руками

Установка только что купленного – нового или подержанного – газобаллонного оборудования своими руками требует определённых знаний и сноровки. Хорошо, если автовладелец до этого помогал своим друзьям и знакомым, в своё время перешедшим с бензина на газ. Ещё лучше, когда он ремонтирует системы в авто на заказ – в т. ч. и занимается установкой, обслуживанием и настройкой ГБО сам, либо в автосервисе.

Из чего состоит ГБО?

ГБО – сложный комплекс, включающий в себя:

  • баллон с вентилями, служащий резервуаром для метана или пропано-бутановых смесей;
  • редуктор, понижающий давление разрежающегося газа (или газосмеси).
  • исполнительные механизмы по впрыску нужного вида топлива в двигатель,
  • контроллеры, управляющие этим впрыском;
  • датчики, считывающие необходимую информацию и передающие её в виде команд на бортовой электронный блок управления (ЭБУ, или контроллеры).

Вся система образует единое целое. Переключение с одного вида топлива на другой производится при помощи переключателя, задействующего активный (рабочий) режим нужного контроллера.

Из чего состоит ГБО 2-го поколения?

ГБО 2-го поколения – газовая система для карбюраторных двигателей, рассчитанная и на работу с инжекторными моторами. Как и 1-е поколение, система 2-го поколения включала в себя редуктор и смеситель. Цель – преобразовать инжекторный движок на бензине в карбюраторную систему, работающую от газа. Несколько позже производители внедрили электронную систему ввода топлива. В газовом оборудовании установили шаговый электродвигатель, управляющий по показаниям кислородного датчика составом газосмеси – регулировать её состав по массе и объёму.

Такое решение оказалось достаточно дешёвым, что сыграло ведущую роль в его распространении. Машины, переоборудованные таким образом, ездили весьма неплохо, однако вскоре были обнаружены и недостатки. Дозировка газосоставляющих компонентов оказалась не вполне точной. Также двигатель в общем выдавал хлопки при работе. В 1-м и 2-м поколении газ мешался с атмосферным воздухом до дроссельной заслонки, а втяжной коллектор авто заполнялся полученной таким образом газовоздушной смесью. Казалось бы, всё просто, ан нет – стоило зажиганию выдать даже самый незначительный сбой, отработанный газ тут же шёл в обратном направлении, датчики сбоили следом за ним – а корпус воздухофильтра попросту взрывался. Это и послужило толчком к созданию систем газовпрыска – но уже в новом поколении.

Из чего состоит ГБО 3-го поколения?

Система с элементами газовпрыска, едва появившись на свет, являла собой усложнённую конструкцию. В качестве электронного блока управления (ЭБУ) применяли полнофункциональный бортовой ПК, дозирующий топливо и воздух при подаче их смеси в двигатель. Десяток и более датчиков были развешаны по всем системам, принимающим участие в работе машины. Дозировка газосмеси осуществлялась открытием и закрытием в нужные моменты времени и на нужные периоды газофорсунок.

Главное достоинство ГБО 3-го поколения – совместимость его для моделей машин, в которых невозможно было использовать систему более нового, 4-го поколения. К примеру, это были машины Audi 80/100, обладающие двигателями на 4 и 5 цилиндров и системой механовпрыска бензина — а также все марки и модели авто с одиночным впрыском.

Недостаток ГБО 3-го поколения – наличие большого количества считывателей. Многие из таких датчиков, использовавшиеся на разных моделях газобензиновых и чисто бензиновых машин зачастую выдавали отличные друг от друга сигналы. ЭБУ машины с ходом на газе не в состоянии был их правильно воспринять. Эта трудность – вкупе с высокой ценой – не позволили 3-му поколению газобаллонных систем обрести высокий спрос. Такое положение дел и подтолкнуло разработчиков к созданию систем ГБО следующего поколения.

Из чего состоит ГБО 4-го поколения?

У последующего, 4-го, поколения газобаллонной системы, в 2010-х годах популярность всё ещё высокая. Связано это с тем, что в стране накоплен значительный фонд легковых машин, использующих это поколение, совместимых с ним. Данное поколение отлично сочетается с большинством современных авто, в которых используются инжекторные двигатели. Эти устройства достаточно просты в применении, дают весьма неплохую отдачу. Достоинство в управлении такой системой – отсутствие полнофункциональной нагрузки на контроллеры газового впрыска. Здесь часть функций оставлена стандартному контроллеру бензинового тракта.

Управление в 4-м поколении ГБО заключается в следующем. ЭБУ бензиновой подачи считывает нужные ему данные от датчиков, «развешанных» под капотом, и упорядочивает впрыск топлива. А именно – контролирует открытие и закрытие бензофорсунок мотора. В момент переключения на подачу газа бортовой ЭБУ выключает впрыск бензина – управляющий сигнал, посылаемый в импульсном режиме газофорсункам, отключается, и сами форсунки перекрываются. Бензиновый блок управления получает все данные от датчиков автомобиля и управляет подачей топлива, т.е. управляет открытием бензофорсунок. Затем с датчиков на этот же ЭБУ поступают сигналы, сообщающие ему о составе газа (или газосмеси). Блок управления посылает нужные сигналы газофорсункам, и те открываются и перекрываются обратно в нужный момент и на нужные интервалы. Благодаря такой системе достигается наибольшая универсальность и совместимость системы ГБО данного поколения, отчего вырастает показатель точности подачи топлива, приближаясь к своему технологическому идеалу.

Такой подход позволил полностью избавиться от предыдущих систем ГБО, работающих исключительно с карбюраторами. Теперь для инжекторных двигателей газобаллонное управление подачей топлива стало реальностью. Рынок за последние несколько лет повсеместного распространения ГБО на 70% состоит из систем 4-го поколения. Эти установки ставят на многие модели авто – как более прошлых, так и последних лет выпуска, в которых нашлось место инжекторным моторам. Однако у разных марок и моделей авто есть некоторые различия как в конструкции функциональных узлов, так и в самих функциях блоков управления.

Но на этом показатели точности подачи газа в инжекторный мотор не остановились. Разработчики довели всю систему до практически полной обратной совместимости газоконтроллеров с их бензиновыми собратьями, применяя последние, новейшие протоколы передачи данных. Так гибридные авто вышли на новый уровень, став более манёвренными, экономичными и управляемыми.

5-е и 6-е поколение ГБО – на сегодня всё ещё технологическая экзотика. 7-е и 8-е — пожалуй, уже больше выдумка потребителей, не учитывающих то, что речь идёт о промежуточных, дочерних, вернее, переходных этапах 6-го поколения.

Как установить ГБО самому?

Самостоятельная установка ГБО возможна и своими силами. Если, конечно, вы впоследствии «узаконите» в надзорных службах, включая ГАИ, все свои изыскания. В качестве примера – авто Lada Priora и ГБО от компании Digitronic. Для перестановки имеющегося ГБО с прежней машины на только что купленную сделайте следующее.

  1. Снимите проводку, промаркируйте разъёмы и вилки, подключаемые по умолчанию.
  2. Демонтируйте ресивер на новой машине, чтобы получить доступ к гнёздам для подключения форсунок. Для высвобождения левого болта ресивера отсоедините устройство защиты, «ГУРовский» нагнетатель, левую подпорку мотора, крепление опоры и генератора, сам генератор.
  3. При обратной сборке, сняв ресивер, установите нижний болт генератора с противоположной стороны. Это позволит в случае чего демонтировать генератор повторно, не снимая все вышеперечисленные функциональные узлы, мешавшие его разборке.
  4. Подсоедините гнёзда косы ГБО к гнёздам самих форсунок. Это позволит передавать сигнал на бензофорсунки непосредственно через контроллер ГБО.
  5. В пластиковый кожух ресивера вмонтируйте патрубки, по которым будет идти газ.
  6. Зафиксируйте прочие элементы комплекса ГБО, разместите проводку и проверьте правильность выполненного монтажа.
  7. Проведите трассу для газа с баллона в редуктор.
  8. Вставьте кольцевой баллон вместо запасного бака в багажнике.
  9. Проверьте, что трасса газа нигде не пропускает, нанеся немного мыльной пены на сам газопровод – особенно в местах соединений.
  10. Проведите управляющую проводку в салон авто. Можно использовать резиновую прокладку троса, отходящего от педали сцепления, в качестве точки, через которую проходит эта часть проводки.
  11. Заведите провода на тахометр, установите переключатель в легкодоступном месте.

После подключения и опробования всей системы, проверьте, как машина работает на газу, используя руководство по правильному переводу на газ. Если двигатель и стартер выдаёт не те обороты – подстройте работу редуктора, попробуйте разогнать двигатель до 3000…3500 оборотов в минуту.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
[Total: 1 Average: 5]